Сорта дизельного топлива

Главная > Сорта дизельного топлива

Для классификации дизельного топлива используют нормы ГОСТ Р 52368-2005. Российский стандарт синхронизирован с европейским EN590 и регламентирует требования к обслуживанию двигателей 3-х разрядов:

  • Евро-3, Евро-4, Евро-5.

Дизтопливо также делится на 3 вида по уровню присутствия серы:

  • I (К3) содержит не более 350 мг/кг серы;
  • II (К4) — не больше 50 мг/кг;
  • III (К5) — не более 10 мг/кг.

Для разных климатических условий используются разное по пределу фильтруемости горючее. Выделяют 6 сортов, обозначаемых латинскими буквами A, B, C, D, E, F. Топливо сорта F не стоит использовать в южных городах, так же как на горючем А вряд ли удастся без поломок прокатиться по Сибири.

Летнее (Л) дизтопливо используется в зонах теплого климата и объединяет в себе 3 сорта: A (предел фильтруемости +5 °С); В (предел 0 °С); С (предел –5 °С).

К межсезонному (Е) дизельному топливу относят сорта: D (предел фильтруемости —10 °С); E (–15 °С); F (−20 °С). Оно используется в умеренном климате.

Зимнее (З) дизельное топливо создано для холодного времени года, северных климатических зон. Его критический предел застывания распространяется после уровня сорта F — от –20 до –44 °С.

Есть и арктическое (А) горючее для дизелей. Его используют при t воздуха минус 44–50 °С.

Дизтопливо двух последних категорий классифицируют дополнительно.

Классы дизельного топлива

Классы дизельного топлива — это группы фракций, разделенные не только по пределам фильтруемости и климатической адресности применения, но и по температурам помутнения и вспышки, вязкости, плотности, цетановому числу. Таблица ниже представляет классификацию по двум основным показателям.

Критерии Класс топлива
0 1 2 3 4
Порог фильтруемости, °С –20 –26 –32 –38 –44
Уровень помутнения (верхний предел), °С –10 –16 –22 –28 –34

Таким образом, принято различать 5 классов, с обозначениями 0, 1, 2, 3, 4. В основном деление касается зимних сортов топлива, предназначенных для работы в экстремальных условиях низких температур.

Маркировка дизтоплива

В современных маркировках дизтоплива используются показатели только двух физико-химических критериев: предела фильтруемости и содержания серы.

Например, для обозначения зимнего горючего стандарта Евро-5 для использования в погодных условиях до –20 °С будет использована маркировка ДТ З К5 F. Это означает, что топливо относится к классу Евро-5, подходит для холодной российской зимы, содержит не более 10 мг/кг серы и начнет кристаллизоваться/загустевать, когда столбик термометра опустится ниже –20 °С, что характерно для сорта F.

  • ДТ — это стандартное обозначение дизельного топлива, сложенное из первых букв слов, составляющих название продукта.

Использование дизельного топлива

Сфера использования дизельного топлива или, в обиходе, солярки включает в себя быстроходный транспорт и автономные установки:

  • водные суда (речные, морские);
  • тяжелый грузовой транспорт;
  • аграрная техника;
  • военные машины;
  • тепловозы;
  • передвижные электрогенераторы, атомные станции, отопительные системы.

Такое горючее не подходит для залива в карбюраторные двигатели — создано для дизелей и газотурбинных моторов. Оно экономнее стандартного бензина, экологическая безопасность выше. Использование дизтоплива заставляет автомобили ехать быстрее, а механизмы — работать мощнее, продуктивнее.

Солярка представляет собой остаточную фракцию от производства дизельного топлива. Кроме использования в качестве горючего она применяется в кожевенной промышленности и в качестве компонента технических, автомобильных смазок.