Один из главных трендов, который нам подарил расцвет интернет-технологий – использование удаленного управления и удаленного контроля для практически неограниченного круга операций. Вещь — крайне эффективная. Лет пятнадцать назад известный американский бизнес-консультант Том Питерс в своей книге «WOW факторы», писал, что если десятилетия 60-80-х годов привели к колоссальному росту производственной эффективности и здесь в смысле управления достигнут предел, то процессы, связанные документооборотом, бухгалтерией, контролем явно не оптимальны, и компании будут стараться снизить издержки на рядовые управленческие операции. И тут случился бум интернета, удаленные серверы, «облачные технологии», которые дали возможность в очень многих процесса снижать затраты радикально: как вследствие удаленного управления операциями, так и вследствие автоматизации контроля за операциями. Именно на этом основывается компания «Волгаресурс», предлагая транспортному рынку нечто новое – автомобильную мобильную топливо-заправочную станцию АМТЗС. Фактически банкомат для топлива.
«Волгаресурс» — компания, владеющая небольшой нефтебазой в Серпухове. Десять последних лет занимается развитием сети АЗС. Однако, так как компания небольшая она искала некое уникальное торговое предложение. Генеральный директор компании – Юрий Федоров подсмотрел первое решение – автоматические АЗС — в Риме, недалеко от Ватикана. И реализовал у себя. Автоматическая АЗС дает сильную экономию на персонале. Если типичная небольшая АЗС требует для обслуживания восьми человек, а это как минимум 500 тысяч рублей в месяц, то для автоматической АЗС хватает двоих. Впрочем, обычная автоматическая АЗС для рынка – не новость. Хотя отечественный рынок очень консервативен, их доля таких заправок до сих пор всего 5%. Однако, «Волга-ресурс» пошла несколько дальше, и добавила к заправке терминал и сделала ее мобильной. В результате заправкой управляет удаленный оператор – он принимает и отпускает топливо, контролирует любой несанкционированный доступ. Например, дырки просверлили кто-то, оператор, видя, что что-то идет не так, может вызвать полицию. Все операции, как и в банкомате, записываются, все имеют электронный след. Водитель подходит к АМТЗС с карточкой вставляет ее, нажимает пин-код, и количество литров для заправки. Робот выдает ему это количество литров и все записывается.
«Обычно где воруют – говорит Юрий Федоров – На смычке оператор-водитель. На неавтоматической АЗС проконтролировать это невозможно. Мы специально купили радиостанции, которыми дальнобойщики пользуются и на их волну вышли. Два самых главных вопроса: где обналичить талоны на бензин или сам бензин, все остальное – лирика. Наша система полностью исключает воровство на уровне водитель-оператор».
Для транспортных компаний манипуляции с топливом персонала – одна из серьезнейших проблем. «Мы установили свои АМТЗС одной дорожно – строительной компании, где , по словам руководства, воровали примерно 20% топлива. При совокупных расходах на топливо 2 млрд рублей в год, 20% — 400 млн – это целое состояние. Впрочем, 20% — это многовато. «Норму» я оцениваю в 5-10%, но это тоже 100-200 млн рублей , очень много для тех, кто считает деньги», — говорит Федоров. Благодаря автоматизации директор компании при желании получает любой отчет день-в день: сколько водитель залил, сколько топлива истратил. Раньше отчеты делались не чаще, чем раз в месяц. Сменный отчет интегрирован с бухгалтерией и разносится автоматически.
Другая новация АМТЗС – сама установка компании-заказчику ничего не стоит. Стоимость самой простой АЗС – 20 млн рублей. А может стоить и 40, и 60 млн. Стоимость оборудования АМТЗС для «Волгаресурс» — 3 млн. Однако устанавливается эта АМТСЗ бесплатно, и остается у заказчика до конца договора аренды.
«Волга-ресурс» берет деньги исключительно за топливо. Цена топлива формируется в прямой привязке к мелкооптовой цене. «Мы покупаем бензин на бирже с ближайших заводов за самую низкую цену. Я сам лично покупаю. А цену для поставок на АМТЗС определяем как цена на Володарской нефтебазе плюс транспортировка плюс 5%», — говорит Федоров. Логика в том, что Володарская ЛДПС считается на московском рынке индикативной ценой — там функционирует крупнейший оператор региона. Стоимость транспортировки зависит от радиуса доставки – от 700 до 1000 рублей за тонну. Насколько принципиальна экономия для конечно заказчика видно на графике 1. По оценкам компании суммарная экономия составляет примерно 10% если сравнивать с вариантом оптовой закупки топлива с АЗС ВИНКов. Как видно на графике иногда разрыв бывает более существенным, хотя в компании утверждают, что важна не столько экономия, сколько абсолютная прозрачность ценообразования, и отсутствие проблем у транспортировщика – им самим покупать топливо не надо.
— Как вы оцениваете масштаб рынка для топливных банкоматов?
— Мы ориентируемся только на Московскую и прилегающие к ней области и только на объем своей нефтебазы. Исходя из этого, максимальное количество клиентов, которые мы можем обслужить – 300 небольших компаний.
— Вы хотите всю свою мощность переориентировать на то, чтобы продавать через АМТЗС?
— Да, это для нас очень современный аналог розницы. Здесь главное – центр управления. Вот сейчас мы с вами разговариваем, а там сидит всего одна девушка, управляет 20-тью объектами и заменяет 20 человек. Все операции по отпуску, наличие топлива в каждом резервуаре, плотность, вид, я или заказчик могут посмотреть в режиме онлайн. Я на кнопку нажимаю, и у меня графическая и цифровая картина. Могу узнать, что в каждую минуту происходило с резервуаром. Это экономит кучу времени и денег.